Стремление многих родителей обучить своих детей чтению как можно раньше не гарантирует того, что ребёнок будет обладать какими-либо преимуществами, обучаясь в первом классе со сверстниками, которые даже не знают букв. К такому выводу пришли учёные из Финляндии и Эстонии.
Стремление многих родителей обучить своих детей чтению как можно раньше не гарантирует того, что ребёнок будет обладать какими-либо преимуществами, обучаясь в первом классе со сверстниками, которые даже не знают букв. К такому выводу пришли учёные из Финляндии и Эстонии.
По итогам их исследований, оказалось, что трата большого количества нервов, сил и денег на приобретение учебной литературы и наём репетиторов с целью обучения чтению ребёнка до школы, бесполезны.
По словам одного из авторов исследования, раннее умение читать не даёт ребенку никакого преимущества в период обучения в начальных классах. В процессе анализа специалисты взяли за основу умения эстонских и финских детей дошкольного возраста. Первые по приходу в школу уже имели хорошие навыки чтения, а вторые – нет. Как оказалось, уже в первом классе эта разница между ними исчезала.
Эксперты отмечают, что детей научить читать легко, поэтому нет никакого смысла заставлять их учиться этому в дошкольном возрасте и оказывать на них психологическое давление, когда они ещё не проявляют должного интереса к этому занятию. Также бессмысленными они считают тестирование дошкольников по чтению и использование полученных результатов при вынесении решения, принимать или не принимать ребёнка в конкретную школу.
Свои выводы учёные направили в профильные министерства обеих стран. При этом специалисты отмечают актуальность сравнения умений дошкольников обеих стран ввиду нескольких причин. Во-первых, эстонский и финский языки являются родственными и относительно лёгкими в изучении. Во-вторых, в обеих странах школьное образование начинается с 6-7 лет. Однако имеются и отличия в школьных системах этих государств: в Эстонии детей учат читать в дошкольном возрасте, а в Финляндии только в начальных классах.